Твой адвокат,
10 февраля 2003 г.
Ответственность за безответственность 586 просмотров
Полгода осталось до вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов», а определенности во многих аспектах применения данного законодательства до сих пор нет. Как будет осуществляться страхование и какие действия необходимо осуществить автомобилистам для наиболее безболезненного исполнения своих обязанностей по закону?
Прежде всего необходимо понимать, что именно вы страхуете и когда обязаны это сделать. В данном случае страхованию подлежит риск. Рискует ваша гражданская ответственность (ответственность перед третьими лицами за тот вред или ущерб, который вы можете принести их здоровью, жизни и имуществу в результате использования объекта страхования или в результате владения им). Сейчас автовладельцам объявили «низкий» старт. Закон начнет действовать с середины лета. Если к 1 июля автомобилист не успеет пройти техосмотр или поставить автомобиль на учет, то он не сможет это сделать до получения полиса страхования гражданской ответственности. Если успеет, тогда появится возможность не страховать ответственность еще полгода. Но с 1 января 2004 года каждый автовладелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность.
По сути, этот вид страхования представляет собой механизм цивилизованного решения конфликтной ситуации.. Так, во всяком случае, он смотрится на бумаге. Согласно закону лимит ответственности (страховая сумма, указанная в договоре страхования (полисе), в пределах которой страховщик несет ответственность перед страхователем (третьими лицами), максимально возможная сумма страхового возмещения) при обязательном страховании составляет 400000 рублей. При этом 260000 рублей возместит страховая компания в том случае, если водитель причинил ущерб здоровью нескольких участников дорожного движения; до 160000 рублей выплачивается, если в аварии пострадал один человек. Выплаты по ущербу, причиненному имуществу нескольких участников ДТП, составляют до 160000 рублей, если пострадало имущество одного владельца — до 120000 рублей. Если убыток превысит заявленный лимит, разницу в ремонте виновнику аварии придется доплачивать из своего кармана. Следовательно, лимит ответственности — это один из важнейших моментов, на которые следует обратить внимание при заключении договора о страховании гражданской ответственности. Наиболее распространенными в сфере добровольного страхования являются полисы с лимитами ответственности $5000 и $10000. Практика добровольного страхования гражданской ответственности показывает, что 5000-долларовые полисы покрывают ущерб в 85% случаев ДТП, а 10000-долларовые — в 98% случаев.
Каждому автовладельцу страховая компания предложит заключить договор. Он является публичным. Это означает, что, с одной стороны, страховая компания не может отказать кому-либо в заключении такого договора (кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами), с другой стороны, условия такого договора одинаковы для всех (за исключением льготных категорий потребителей). Договоры, предлагаемые страховым компаниям, должны заключаться на типовых условиях, содержащихся в правилах обязательного страхования, устанавливаемых правительством Российской Федерации. При заключении договора страховая организация выдаст автовладельцу страховой полис и специальный знак государственного образца, которые он будет обязан иметь при себе и предъявлять для проверки сотрудникам ГАИ.
В случае если произошло ДТП, автовладельцу необходимо выполнить ряд действий, предусмотренных как законом о страховании гражданской ответственности, так и новым Кодексом об административных правонарушениях. Изменились некоторые требования к оформлению ДТП: сотрудники ГАИ фиксируют факт ДТП, определяя при этом, кто из участников нарушил правила дорожного движения. Дальше все решается в суде, который определяет виновность на основании документов, предоставляемых ГАИ, технической экспертизы и т.д. Поэтому-то ГАИ теперь не выдает участникам ДТП справку формы № 2.
В сложившейся ситуации процедура установления виновника может существенно затянуться. Чтобы неопределенность сегодняшнего положения как можно меньше сказывалась на страхователе, то есть на выплате страхового возмещения, автовладелец должен выполнить следующие действия на месте произошедшего ДТП: вызвать ГАИ; позвонить на диспетчерский пульт страховой компании, с которой заключен договор, и следовать рекомендациям диспетчера; по требованию кого-либо из участников ДТП сообщить ему сведения о договоре страхования; зафиксировать данные других участников ДТП (ФИО, адрес, peг. номер транспортного средства). После завершения процедуры оформления ДТП сотрудником ГАИ необходимо потребовать от него протокол и постановление (копии) (кстати, протокол и постановление — эта, по сути, части одного листа, заполняемого сотрудником ГАИ на месте ДТП), справку по форме № 12 (в ней должны быть указаны ФИО водителя, марка/модель автомобиля, гос. номер, дата и место ДТП, перечень деталей, поврежденных в ДТП).
Обратите внимание, что в случае отказа сотрудников ГАИ от заполнения и выдачи на руки протокола (копии) вы можете ссылаться на ст. 28.2 КоАП, которая устанавливает обязанность сотрудников ГАИ составлять и предоставлять участникам ДТП данный документ.
Страховая компания направит на место происшествия так называемого «аварийного комиссара», который должен провести осмотр, установить причины, характер и размер убытка по застрахованным объектам, а также оформить аварийный сертификат. Аварийный комиссар выпишет аварийный сертификат — документ, официально подтверждающий причины, характер и размеры убытка вследствие наступления ДТП. Документ выдается заинтересованному лицу, в данном случае страховой компании, после оплаты ею расходов составителя. Сам по себе этот документ не решает вопрос об обязательной уплате страховщиком страхового возмещения.
Если в ДТП вы — потерпевшая сторона, то вы имеете право предъявить требование непосредственно страховщику о возмещении вреда, причиненного вашему здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы по договору страхования, заключенного виновной стороной. Заявление, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику по месту нахождения страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат. Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.
Таким образом, закон позволяет страховой компании, по обоюдному соглашению сторон ДТП, значительно упростить процесс рассмотрения страховых случаев и самостоятельно определять виновника. Увы, при таком благоприятном варианте испортить все может конфликт интересов, а именно — отсутствие взаимного согласия сторон ДТП. Единственный документ, на основе которого страховщик обязан покрыть убытки, — решение суда. Следовательно, выплаты могут быть отложены до того момента, пока страховая компания не получит решение суда, устанавливающее вину страхователя. Необходимо признать, что, несмотря на все произведенные формальности, главное — добиться и дождаться реальной выплаты денег.
ЧАДИНА О.
Вся пресса за 10 февраля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховые стандарты, Страховое право, Маркетинг, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|